Ақмола облысы білім басқармасы  Астрахан ауданы бойынша білім бөлімі Петровка ауылының жалпы орта білім беретін мектебі» коммуналдық мемлекеттік мекемесіне
Коммунальное государственное учреждение «Общеобразовательная школа села Петровка отдела образования по Астраханскому району управления образования Акмолинской области

СоцСети

Ұйымдар тізімі

Галерея

Смотреть все>>>

09.04.2017

Тема урока: «Географическая

оболочка как среда обитания живых организмов»

Цель: Изучение новых

понятий «географическая оболочка» и «природный комплекс» и «среды обитания

организмов»

Задачи

Образовательные:

·        

сформировать представление о целостности географической

оболочки

·        

объяснить различные процессы и явления

с позиции главных свойств ГО

·        

познакомить с понятиями среда обитания

Воспитательная:

·        

формировать экологическое мировоззрение учащихся

Развивающая:

·        

создать условия для развития биолого-географического мышления,

формирование познавательного интереса

Тип урока: изучение нового

материала

Формы

работы: индивидуально - групповая

Оборудование: презентация

Microsoft Power Point, ,цветочные горшки,карандаши, листы А4, игра «Лабиринт».

Предварительная

работа: класс заранее делится на две группы. Группы выбирают

себе капитана

Эпиграф урока:

Природа

– единственная книга,

каждая

страница, которой полна

глубокого

содержания.

И.В.

Гёте

 

Ход урока

1. Организационный момент

Приветствие учащихся. Психологический настрой

Упражнение «Настроение»

Учитель географии:

Считай,

ты потерял день

В

который ты не улыбнулся

Повернитесь к своему соседу, возьмите его за

руку, улыбнитесь и ….на этой позитивной ноте мы начинаем наш урок.

Ребята, сегодня у нас необычный урок. Он

интегрированный

Объявление учителем темы и  цель урока: Слайд 1,2

2. Проверка домашнего задания:

·        

Какие оболочки Земли вы изучили в этом

учебном году?

·        

Что означают понятие: Литосфера, Атмосфера,

Гидросфера, Биосфера? Слайд 3

·        

Какие вещества составляют основу этих оболочек Земли?

(Литосфера — твердое вещество, атмосфера — газообразное вещество,

гидросфера — жидкое вещество, биосфера — органическое вещество).

·        

Как вы думаете, могут ли вещества одной

оболочки проникать в другую оболочку Земли? (да) Слайд 4

Задание: Используя, текст

учебника на стр. 148 приведите примеры взаимодействия веществ в оболочках

Земли

1 группа: Взаимодействие атмосферы и биосферы

2 группа: Взаимодействие атмосферы и литосферы

 

Так вот, взаимодействие

земных оболочек бывает не только двусторонним, но и многосторонним. Слайд 5

В результате тесного контакта

и взаимодействия оболочек сформировалась особая оболочка

Земли — географическая оболочка

·        

Границы географической оболочки. Как определить

верхнюю и нижнюю границы?

Обратите внимание на текст учебника на

стр. 149   и скажите, что входит в географическую

оболочку

1.

Верхний слой Литосферы

2. Нижний слой Атмосферы

3. Вся Гидросфера

4. Вся Биосфера Слайд 6, 7

Задание: Обведите свою руку

в тетради. Вспомним, какие пальцы составляю нашу руку: мизинец,

безымянный, средний, указательный, большой. Вместе с ладонью они образуют

кисть руки. При взаимодействии всех пальцев между собой мы можем выполнять

множество операции. Слайд 8

Теперь представьте, что пальцы руки это природные

компоненты географической оболочки. Назовите их: горные породы, воздух, вода,

почва, растения и животные. При возникновении затруднений в ответе,

обратитесь к рис. 95 стр. 150

Они точно так же как наши пальцы взаимодействуют

друг с другом(Слайд 9), образуя

природные комплексы.

Совокупность природных компонентов любой территории

составляет целостную систему, она называется природным или географическим

комплексом. Слайд 10

Каждый из природных комплексов населен живыми

организмами и служит местом их обитания.

Биология – это наука о животных. География – это наука

о земле.

- А знаете ли вы что, наука, которая изучает

географическое распространение растений и животных называется - биогеография (Слайд 11)

 

Учитель

биологии:

На нашей планете можно выделить несколько

основных сред жизни, сильно различающихся по условиям существования.

Давайте вспомним в какой среде обитают живые организмы?(водную, наземно-воздушную,

почвенную, организменную)Слайд 12.

В зависимости от того, в каких средах живут представители разных

видов, они испытывают действие разных факторов и вынуждены

приспосабливаться к ним. Слайд 13,

14,15,16, 17

Организмы, населяющие водную среду, называются

гидробионтами (греч. hydor — вода; biontos —

живущий); наземно-воздушную среду — аэробионтами (греч.

aer — воздух); почвенную среду — эдафобионтами (греч. edaphos —

почва); организменную среду — эндобионтами (греч. endon — внутри).

 

 

Среда обитания — это часть природы,

в которой живет организм.

Задание: На слайде 18 изображены следующие животные: крот,

кобра, рыба, сайга, сорока, дождевой червь, аскарида, острица, лягушка.

Распределите животных по средам обитания.

·        

Как приспосабливаются растения и животные

к жизни в определенной среде обитания? Работа в группах: составление

схемы

Проверка

выполнения задания Слайд 19

Приспособления к наземно-воздушной среде:

·        

крылья;

·        

конечности для передвижения по твердой

поверхности;

·        

шерсть;

·        

перья;

·        

приспособления для экономного расходования влаги;

·        

приспособления для опыления растений.

Приспособления к водной среде обитания:

·        

обтекаемая форма тела

·        

наличие слизи на теле

·        

плавники,

·        

ласты

·        

подкожный слой жира

Приспособления к почвенной среде обитания:

·        

округлая, червеобразная форма тела

·        

способность к изменению толщины тела

·        

роющие конечности

·        

маленькие глаза или вовсе нет органа зрения

 

 Работа в парах.

На столах у учащихся цветочные горшки

Задание: Определите какие  растения приспособились к недостатку

и избытку влаги?

Ответы учащихся:

III. Закрепление Игра «Лабиринт» Слайд

20

 

Рефлексия:

1.Завершая урок, мы предлагаем вам выразить свое

отношение к данному уроку, на стикере напишите свои пожелания, свое мнение

об уроке.

2. Оценивание ( капитан команды оценивает каждого

члена группы, итоговую оценку ставит учитель)

V. Домашнее задание: Творческое задание: нарисовать экологический знак,

призывающий бережно относиться к природе. Слайд 21

VI. Оценки за урок

Просмотров: 388

Қосымшалар:



Добавить комментарий



Включить данные в подпись

Текст